Зверь-призрак

   В античности волка считали зверем-призраком, один взгляд которого лишает дара речи. Геродот и     Плиний сообщают, что принадлежащие к скифскому племени невры раз в году превращаются в волков, после чего снова принимают человеческий облик. В этом скрываются воспоминания о волке-тотеме племени.
http://i006.radikal.ru/0904/41/13175eca70fd.jpg

Чингисхан похвалялся своим происхождением от серо-голубого, с небес спустившегося "избранного волка".

У римлян явление волка перед битвой расценивалось символом будущей победы, он связывался с богом войны Марсом.
Спартанцы стали опасаться поражения перед битвой при Левктрах (371 до н.э.), когда волки ворвались в их ряды.

Волк мог пониматься как символ утреннего солнца (Аполлон Ликейский, что значит "волчий"), потому что он видит ночью, преобладала все-таки его негативная оценка как олицетворения диких и сатанинских сил. В Древнем Китае он также воплощал алчность и жестокость. Лишь у тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой.

Наводящий ужас хищник при определенных обстоятельствах мог стать могучим защитником беспомощных созданий, хотя ужас перед ним преобладает. В христианском мире волк выступает в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Лишь святым дана сила убеждения, чтобы превращать дикость зверя в "набожность", как это делали Франциск Ассизский, Вильгельм Веркельский (который оседлал волка), св. Эрве и Филиберт. Св. Зимперт Аугсбургский спас ребенка из пасти волка и заставил зверя вернуть его матери. В раннехристианском "Физиологусе" волк "есть хитрый и коварный зверь", который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы совершить нападение. "Волк в овечьей шкуре" - символ лжепророков-соблазнителей, цель которых - погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: "Доверить волку пасти овец"; "С волками жить, по-волчьи выть" (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др. В алхимии говорится о "волке металлов", который проглатывает льва (золото), чтобы его растворить. Имеется в виду процесс очистки неочищенного золота с помощью сурьмы. Сурьма - это "серый волк" алхимической лаборатории.

Ведьмы часто изображались скачущими на волках или превращающимися в волков, что основывается на представлении о связи волка и черта. Волк как символ низменного коварства и вероломства показан в баснях о волке, который читает наставления овцам, и о волке и журавле (журавль вытаскивает кость, застрявшую в пасти волка, но вместо платы за труд ему лишь сохраняется жизнь.

В психологическом учении опасные стадные звери, подобно "степным волкам", могут вторгнуться в культурную часть души и человек, который переживает это во сне, вынужден справляться с большим потоком чуждой энергии, что требует снятия чрезмерного напряжения. Школа К. Юнга рассматривает образ волка как указание на угрозу со стороны несвязанных с сознанием сил. В положительном смысле о волке упоминает уже Бёклер (1688).

В средневековой книге о животных ("Бестиарий") он характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, "потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются" (Унтеркирхер). Удивительные сообщения о детях, воспитанных волчицей, не только в Индии (см. "Маугли" Киплинга), но известные в европейском фольклоре, возможно, навеяны римской легендой о Капитолийской волчице, которая вскормила Ромула и Рема.