Развитие

По данным Я. Бадридзе, уже в 30-дневном возрасте волчата учатся запасать пищу, а в период с трех до двенадцати месяцев обучаются охотиться самостоятельно. Если в указанные периоды волчата не освоят названные выше виды деятельности, то не научатся им уже никогда.

В возрасте трех месяцев при предъявлении волчатам мышей и кроликов у них активизируется игровое поведение с потенциальной добычей, которое приводит в активную реакцию с попыткой "пробы на зуб". Во всех случаях, когда жертва убегает, хищник преследует ее и убивает. После этого он продолжает трепать и жевать ее - в основном в области ушей, брюха и паха. В конце концов повреждается кожный покров, после чего добычу съедает. При повторном предъявлении игровое поведение отсутствует полностью и независимо от того, двигается его жертва или нет, развивается настоящее охотничье поведение.

В одном из экспериментов в лес выпускались четырехмесячные волчата. Лишь после шестидневных странствий, питания кизилом и ежевикой скитальцы поймали свою первую мышь. Однако уже на восьмой день все они ловко ловили и ели этих грызунов, а на пятнадцатый успешно охотились на такую "серьезную" добычу, как кролики - последние были заботливо выпущены учеными на месте эксперимента. Навык охоты на мелкую жертву образуется в результате развития инстинкта преследования и схватывания движущийся жертвы. А вот навык разделки добычи формируется у волчат на базе акта массажа молочной железы и сосания волчицы.

При изучении в эксперименте приемов охоты на крупную добычу неопытным молодым волкам старше года дозволяется атаковать осла. Увидев жертву, будущий охотник на всякий случай обходил ее сзади и только после этого нападал, хватая за круп, реже за хвост и ноги - подобно тому, как это делают африканские львы при охоте на буйволов. В процессе обучения и, соответственно, новых охот хищник как бы перебирал варианты успешной остановки и умерщвления жертвы.

Из тактических приемов в основном преобладали атаки на мягкое брюхо звонкоголосой добычи, но убит первый осел был после хватки за горло. Во всех последующих охотах хищник начинал борьбу с жертвой с того приема, который принес успех в предыдущей попытке. Таким образом, волк, исходно обладающий врожденными программами охоты на крупную жертву, в процессе индивидуального развития лишь развивал и оттачивал доставшиеся ему в наследство от предков тактику и приемы борьбы с добычей.

взято из статьи Д.Ж.