Если верить сказкам, то в лесу над волком не издевается только ленивый. Хитрая лиса помыкает волком, как хочет: то заставит его хвост в лед вморозить, то ездит на нем верхом, то подставит его под расправу собакам. Даже зайцы обводят волка вокруг пальца, от них не отстают поросята и козлята. Если же волку и удастся кого съесть, то придут охотники и вспорют ему брюхо. Поневоле приходится жить впроголодь, незавидная доля.
В реальной лесной жизни провести волка не так уж и легко. Зверь осторожен и умен, хотя бывает и простоват, почти как в сказках. Волки давно живут невдалеке от людей, но это не вина их, а беда. Начав охотиться и разводить домашних животных, человек нарушил естественное равновесие природы. В обжитых местах даже большие леса не спасают волков от общения с человеком, лишившим их естественной кормовой базы. Резко уменьшилось поголовье диких оленей, лосей, косуль, кабанов, но вместо них появились домашние животные, на которых волку охотиться значительно легче. Естественно, что терпеть таких нахлебников человек не собирается. Тут-то и началась на волков охота до полного уничтожения.

Волки своей простоватостью и сами нередко дают повод человеку к излишней жестокости. Вместо того, чтобы аккуратненько утащить из стада одного зазевавшегося барана, волк норовит если не убить, то основательно искалечить нескольких, демонстрируя этакую удаль. Расплата обычно не заставляет себя ждать. При этом волки сами создали себе лишние проблемы, выдумав табу с флажками, через которые они категорически отказываются прыгать. Такое поведение поневоле создает впечатление, что зверь, мягко говоря, не без странностей.

Всего в мире существует около 30 подвидов волка, которые различаются размерами, оттенками меха, образом жизни. На севере волки крупнее, а чем южнее, тем звери мельче. Но по своему поведению они очень похожи.

О беспощадности волков и их нападениях на людей существует много устных рассказов и художественных произведений, но в них нередки значительные преувеличения. Например, на картине художника П. П. Соколова всего трое волков атакуют сани, везомые тройкой лошадей. В реальной жизни подобное маловероятно. К человеку волк относится с должным уважением и без причины встречаться с ним не станет, предпочтет уступить дорогу и не показываться на глаза. Если и рискует нападать, то обычно большой стаей в период зимней бескормицы. Подобное нападение изображено на картине Н. Е. Сверчкова. Одинокие волки нападают на людей крайне редко, обычно это больные или ослабленные звери, отчаявшиеся найти естественную для них пищу.

В жизни волков много удивительного. Это образцовые семьянины. Никаких тебе гаремов или разводов, только крепкая постоянная семья. Даже свой дом-логово волки создают только для семьи, чтобы родить и воспитать волчат, которые обычно появляются на свет ранней весной. Волчата рождаются совершенно беспомощными, слепыми и глухими. Основная забота о них ложится на волчицу, которая выкармливает их молоком. А волчицу, чтобы надолго не отлучалась от логова, волк-отец в этот период старательно подкармливает. Любопытно, что о матери, младших братьях и сестрах вместе с ним часто заботятся и волчата, родившиеся в прошлом году. Молодые волки живут с родителями до двух лет, этакое патриархальное семейство.

Когда волчата-сеголетки подрастают, их начинают кормить полупереваренным мясом, которое родители и старшие братья приносят им в своем желудке, а затем его отрыгивают. Весной и летом в лесу живности хватает, поэтому в этот период волки практически не охотятся на крупных животных, да и на домашний скот нападают крайне редко. Когда родители уходят на охоту, старшие волчата остаются «на хозяйстве», следят за младшими братьями и сестрами, играют с ними и даже выводят на прогулки.

Охотиться молодых волчат обычно учит отец, принося им для этого полузадушенных или серьезно раненых небольших животных. Навыки же совместной охоты в стае волчата получают обычно зимой, когда кормовая база в лесу значительно уменьшается. Вожаком стаи может быть и матерая волчица, и волк-самец. Зачастую стаю возглавляет семейная пара. Достигнув половой зрелости, молодые волки обычно покидают свою стаю, поэтому инцест для них большая редкость.

Волки строго чтят законы леса. Охотятся всегда на своей территории, а зимой на территории своей стаи, которую отличают по запаху. Волки охотники открытые, они не признают всякие там засады. Только преследование и нападение. При этом удачными бывают далеко не все охоты. Особенно сложно волкам завалить взрослого лося. Нередко схватка с ним заканчивается гибелью или серьезными ранениями для нескольких волков. Мощными рогами лоси легко сбрасывают хищников со своей спины, а копытами крушат им ребра и даже проламывают черепа. Олени же и косули при встрече с волками предпочитают уповать на быстрые ноги. Известно немало случаев, когда от волков успешно отбивались лошади и коровы.

В реальной жизни, а не в сказках, лисица для волков естественная, хотя и не частая добыча. Если охота оказалась удачной, волки стараются наесться до отвала. Взрослый волк может осилить за раз до 10 килограммов мяса. Запасы делают редко, но могут и припрятать остатки недоеденной туши, чтобы вернуться к ней в голодное время. Насытившись, волки стараются выспаться. Но затем начинается самое интересное – отдохнувшие волки устраивают коллективные игрища, чем-то напоминающие игры собак. Даже матерые самцы могут резвиться наравне с волчатами-сеголетками, которые и в охотах-то еще принимают участие больше для массовости. Волчья стая сплочена, но идеализировать её в духе Киплинга не стоит. Волки каннибалы, убитых или серьезно раненых собратьев они обычно съедают.

Именно зимой, когда волкам и так приходится не сладко, на них активно охотится человек. Такая охота нужна, но в разумных пределах. Хотелось бы, чтобы это было не уничтожение, а именно честная охота, без вертолетов и флажков, которые сводят шансы волков практически к нулю. Опыт показывает, что резкое уменьшение количества волков только вредит природе, ведь она лишается естественных санитаров. Природа мудра и не любит излишних вмешательств в свои дела. А волк давно занимает в ней свою собственную нишу. Давайте и мы будем уважать этого сильного, но такого уязвимого от человека зверя.