Этногенез и культура

На стыке среднего и позднего палеолита происходит прорыв в принципиально новое качество наших предков-пращуров,— быстрое вытеснение неандертальца новым человеческим тиром — кроманьонцем. Для него характерны такие признаки, как большее развитие лобных долей при некотором общем сокращении относительного объема головного мозга, грациализация и инфантилизация (фактически « доместикация») человека. Это — неизбежное следствие развивающейся культуры, возрастающей социализации и появления такой «няньки» как прирученный волк. Именно явная тенденция к инфантилизации дает огромное демографическое, а следовательно, и эволюционное преимущество в силу сокращения времени, необходимого для вступления в репродуктивный период. В свою очередь, это следствие становится мощным дополнительным фактом, способствующим стремительному расселению человека по Земле.

Действительно, новый человеческий тип распространяется уже не только по всему ареалу неандертальца, но и далеко за его пределами, по всем материкам за исключением Антарктиды. Так, если мустьерская культура (позднейшая культура раннего палеолита. Названа по пещере Ле-Мустье во Франции. Население — неандертальцы — занималось охотой и собирательством) была характерна для Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Средней Азии и юга Сибири, то в Африке (южнее Сахары), в Южной и Юго-Восточной Азии в то же время сохранялась еще ашельская, значительно более примитивная технология обработки орудий. И только в результате экспансии человека современного типа здесь появляются памятники позднего палеолита. Возраст по радиоуглероду наиболее древних позднепалеолитических памятников Австралии составляет 32—25тыс. лет (других — 26—10 тыс. лет), на Калимантане — 41 тыс. лет, в Северной Америке — около 15 тыс. лет (не исключены и более ранние), в Патагонии — 11 тыс. лет, на о. Тасмания — 18 тыс. лет. При этом человека уже всюду сопровождала собака, вернее — еще волк-собака.

Дальнейшая судьба человека на разнообразных территориях была различной. Наиболее общим в ней являлась максимальная адаптация к местным биосферным условиям уже не только на физиологическом и биохимическом уровнях, но и на уровне адаптаций конкретных культур. В результате сформировались тысячи различных этносов. И если в условиях весьма интенсивных межэтнических контактов этногенез протекал все более интенсивно (по экспоненте), то при длительной изоляции в достаточно благоприятных природных условиях развитие не только могло замедляться, но некоторые человеческие популяции частично даже утрачивали уже имевшиеся у них достижения. Например, заселившие когда-то Австралию люди утратили собаку, известную теперь в качестве вторично одичавшей формы под названием динго.