От «человека умелого» — к «человеку разумному»
Таким образом, не только трудовая деятельность вывела наших предков в люди. Изготовление орудий само по себе не обусловило еще сколь-нибудь бурной эволюции наших пращуров, а продолжалось неторопливо в течение долгих тысячелетий. Но лишь с появлением абстрактного мышления, постижением бренности своего существования, с изобретением знаковых систем и с приручением волка человек встал на путь становления «Homosapiens» — «человека разумного». Только на основе постижения неизбежности своей смерти человек становится не просто реагирующим, но и рассуждающим о бытии и своей судьбе. Его воля теперь направлена против гибели не только на инстинктивном, но и на осознанном уровне. На этой основе стало возможно появление ритуала захоронения. Не исключено, что культ матери и появление символов женщины, плодородия, зарождения жизни — это антитеза смерти, попытка ограждения от нее через магию, ритуал. Знание и узнавание матери характерно для многих высших животных, но лишь с осмыслением понятия «смерть» оно приобретает совершенно иную окраску и, вероятно, именно в этом состоит главная причина и основа возникновения культа матери, матриархата.
Кардинальный прорыв наших предков в собственно человеческое качество —событие отнюдь не ординарное, хотя и не случайное. Оно становится возможным лишь на определенном этапе развития, при достижении определенного интеллектуального и социального уровня, в достаточно жестких природных условиях. Представляется несомненным, что и здесь наибольшие преимущества приобрели те общины, которые приручили волка. Это неизмеримо расширило не только их физические, но и информационные возможности. В сочетании с демографическими, эволюционными, временными и иными преимуществами это стало мощнейшим фактором последующего быстрого отбора, закрепления и распространения нового человеческого типа и дальнейшего «взрывного» (по темпам) развития человеческой культуры.
Таким образом, в становлении собственно уже современного человека, помимо определенного уровня развития интеллекта и его «усиленной» проверки в жестких экологических условиях «ледниковой эпохи», приручение волка имело неоценимое (пока и неоцененное) значение. Оно же сыграло исключительную роль и в некомпенсированных «вымираниях» (вернее, истреблениях) мамонта и ряда других видов «мамонтовой фауны». Все это привело к неизбежному изменению соответствующих экосистем, подлинные масштабы и последствия чего нам еще предстоит выяснять, осмысливать и оценивать. Именно наличие прирученного волка позволило не только полностью истребить мамонтов, но и дало возможность «охотникам на мамонтов», оставшимся без главного и жизненно необходимого для них биоресурса, достаточно быстро и безболезненно перейти на использование других видов животных, а позже — совершить и «неолитическую революцию».