Не идет охота на волков
Охота, которая для многих якутян, как в той поговорке, действительно пуще неволи, теперь регламентируется новыми правилами. Постановление Правительства РФ №18 “О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты” было подписано 10 января 2009 года. 25 февраля в него были внесены изменения, основная суть которых сводилась к конкретизации относительно обязательного наличия у охотника путевки (разрешения). Но, судя по откликам на новые правила, очень многие желали бы внести в них еще целый ряд изменений. Что же с этими правилами такое, почему охотники встречают их в штыки?

Закон - тайга, медведь - прокурор

Одной из первых причин возмущения охотников новыми правилами можно назвать чисто психологическую, которая с самим содержанием правительственных документов мало связана. Охотники с большим подозрением относятся вообще к каким-либо навязываемым им правилам. Речь, уточним, идет о настоящих охотниках, а не о спортсменах, которые катаются по организованным турам с коллекционными ружьями и фотоаппаратами. А якутяне - это как раз настоящие, те, для кого охота является частью образа жизни, традицией и еще источником пропитания.
Так что не любит охотник, когда даже в глухой тайге нависают над ним правила. К этому надо еще прибавить силу привычки. Целых пятнадцать лет законодательные регламенты охоты оставались неизменными, все это время действовало постановление Совета министров Правительства РФ №728 от 26 июля 1993 года «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации», которое, в свою очередь, практически ничем не отличалось от принятых еще ранее советских регламентов. Новые правила в такой ситуации неизбежно вызвали бы волну обсуждений, а тут они еще и действительные изменения вносят. И на самом деле, впору говорить о революционности постановления.

На волка с ножом?

Помимо психологического фактора можно выделить и экономический - а он таким и является, если проанализировать содержание предложенных новшеств. Кроется он в перечне орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных новыми документами к применению. Запрещать определенные образцы охотничьего оружия никто не стал, просто для каждого объекта охоты конкретизирован свой вид оружия. И здесь для якутян-охотников кроется настоящая засада. Согласно обсуждаемым постановлениям, львиная доля имеющегося у наших охотников в арсенале нарезного оружия стала бесполезна, и даже для некоторых видов охоты - противозаконна.
На лося, благородного оленя, волка, рысь, росомаху и изюбря теперь можно охотиться только охотничьим огнестрельным оружием с нарезным стволом калибра не менее 7 мм, но не более 12 мм, и длиной патрона не менее 51 мм. С кратким обзором отечественного нарезного оружия читатель может ознакомиться во врезке, так что сразу перейдем к конкретной причине, по которой эта часть правил вызывает у якутян столько вопросов.
Начальник отдела по организации лицензионно-разрешительной работы и контролю за частной охранной детективной деятельностью МВД РС (Я) Гаврил Степанов в телефонном разговоре с корреспондентом «НВ» отказался назвать точное количество зарегистрированного в республике нарезного оружия под патрон 7,62х51 и 7,62х39, сославшись на закрытость информации, но подтвердил, что на руках у населения преобладает калибр 7,62х39. И не просто преобладает, а доходит до 90%. В северных же районах и вообще в большинстве сел и деревень другого нарезного оружия просто нет. Еще с советских времен основным карабином якутского охотника остается СКС. Среди вновь приобретаемых карабинов так же преобладает 7,62х39. Получается, что имеющимся оружием нашим охотникам теперь просто запрещено охотиться на лося и волка.
Теоретически оружие можно сменить. Заходим в первый попавшийся охотничий магазин столицы и видим в продаже сразу два карабина под разрешенный для лося и волка патрон 7,62х51. Стоимостью - от 42 до 48 тыс. рублей. И где сельскому охотнику, из каких закромов, скажите, достать эти 50 тыс. рублей? Смех смехом, но при таких законах ему теперь не то что охотиться - отстреливаться от волков, задирающих домашний скот, нельзя будет .

--------------------------------------------------------------------------------

Нарезных карабинов, сконструированных как охотничье оружие, в нашей стране вплоть до начала 60-х годов, почтине производилось. В 30-е годы выпускался карабин НК-8,2 с калибром 8,2 мм, сконструированный на основе винтовки Мосина. После Великой Отечественной войны в обиход поступили трофейные немецкие 7,92 мм карабины “Маузер-98К”.
В начале 70-х в народное хозяйство в больших количествах стали поступать переделанные для охотничьих целей карабины СКС. В настоящее время карабин имеет маркировку “АРХАР” (ТОЗ-97), а также ОП-СКС. Вот это и есть самый распространенный в Якутии карабин под патрон 7,62х39. И тогда же в 70-ых, но в несравненно малых количествах, в СССР стали появляться карабины под патрон 7,52х51 - аналог американского 308 “Winchester”. Появилось также оружие под охотничью модификацию патрона 7,62х53 - вариант армейского патрона 1903 года винтовки Мосина.

--------------------------------------------------------------------------------

И еще один маленький штрих - патрон 7,62х51 стоит 20 рублей, а патрон 7,62х39 - 10 рублей. То есть стоимость боеприпаса для охоты на лося и волка выросла ровно вдвое. Вам не напоминает этот пункт правил всколыхнувшее не так давно весь Дальний Восток повышение пошлин на иномарки? В меньших только масштабах.
На этом фоне другое новшество, касающееся запрета охоты на боровую дичь мелкокалиберными винтовками («тозовками»), но позволяющее на зайца и сурка идти с нарезным карабином с калибром до 8 мм и с патроном длиной до 51 мм, уже как-то и теряется.

С охотбилетами можно не спешить

Теперь, что касается документов. Основной документ охотника, без которого он даже не может приобрести и зарегистрировать оружие - членский охотничий билет или государственный охотничий билет. Наибольшее распространение имеют членские билеты различных охотобществ, которых в России очень много. В Якутии, по разным оценкам, порядка 40 тысяч охотников покупают оружие и получают право на охоту именно благодаря членским билетам. Государственных охотничьих билетов по сравнению с ними на порядок меньше.
Согласно постановлению №18 от 10 января право на покупку оружия и охоту дает теперь только охотничий билет государственного образца. И это тоже вызвало многочисленные нарекания охотников, которые до сих пор прекрасно чувствовали себя с членскими билетами, а теперь будут вынуждены получать государственный охотничий билет. А весенняя охота, уже, можно сказать, на носу. Кто-то просто боится не успеть, и поэтому вынужден пропустить сезон. Но вот тут как раз паника излишня.
Согласно постановлению все старые охотбилеты, в том числе, членские, будут правомочны еще вплоть до 1 июля 2009 года. Мало того, порядок выдачи, замены и аннулирования охотничьих билетов еще не разработан, так что даже не стоит пытаться сломя голову бежать менять охотбилет. Два года должно хватить, чтобы без излишней нервотрепки, не спеша, получить новый охотбилет.
Остается добавить, что новое постановление не подразумевает новых штрафных санкций или иных наказаний. Все остается в соответствии с уже существующим КоАП и, в каких-то особо экстраординарных случаях, УК РФ. Надо надеяться, что с перечнем разрешенного к охоте на лося и волка оружием еще разберутся, и определенные предложения соответствующими органами уже готовятся. А в остальном, перефразируя слова известной песни, новые правила нисколько не ущемляют права граждан на охоту.

--------------------------------------------------------------------------------

«Есть положительный момент»

Прокомментировать новые правила корреспондент “НВ” попросил заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по РС(Я) Николая Егорова.
«НВ»: Николай Георгиевич, многих охотников новые правила даже возмутили, а можете вы выделить в них какой-то положительный момент?
Н.Е.: Про карабины и прочее разговоров много, но никто не замечает, что, например, новые правила четко устанавливают сроки охоты. Якутским охотникам не надо теперь ждать постановления местной исполнительной власти о начале охоты, сезон может начаться и без него. Республиканская власть имеет право сдвигать сезон на две недели раньше или позже, вводить дополнительные ограничения, исходя из ситуации, но если никаких постановлений не выносит, то сезон начнется согласно общероссийским правилам, закрепленным в постановлении. Сейчас еще готовится федеральный «Закон об охоте», уже прошедший первое чтение в парламенте. Происходят общие регламентация и упорядочивание правил. Считаю, что это уже положительный момент.

«НВ»: Но, по мнению многих, запрет охотиться на самку утки в весенний сезон вообще малоисполним. Ведь в сумерках не отличишь утку от «разрешенного» селезня, как быть с этим?
Н.Е.: Вообще-то в правилах охоты всегда было четко записано - стрелять по плохо различимой цели запрещено. Кроме того, опытный хороший охотник селезня отличит даже просто по полету и другим признакам, а молодые пусть у них учатся. Сам по себе запрет охотиться весной на самку утки основан на биологических законах, на экологической необходимости, и в нем нет ничего странного.